Наслаждаться жизнью нужно там, где ты есть
Сохраняя традиции. В сегодняшнем номере рассказываем о семье Фоминых, представляющей славянскую общину «Лада»
Сегодня – в День славянской письменности и культуры – славянской общине «Лада», зародившейся в поселке Алмазном, исполняется 20 лет. Ее основатель – Людмила Стуре, которая на тот момент была директором Дворца культуры «Алмазный». Позже руководство клубом перешло в руки Светланы Литвин, тоже оставившей в истории «Лады» большой след.
Изначально «Лада» была клубом, объединяющим представителей разных славянских национальностей. Со временем украинцы и белорусы создали собственные общины. И «Лада» тоже трансформировалась из клуба в общину. В русскую общину переименовываться не стали, остались славянской.
Двадцать лет назад, когда проходил большой праздник по случаю создания славянской общины «Лада», в поселке
Алмазном было тепло и солнечно. Женщины плели для себя и ростовых кукол венки из цветов и лент. Столы в фойе местного Дворца культуры ломились от вкусных и сытных угощений. Многочисленных гостей ждали концерт и душевные посиделки.
Одной из тех, кто выступала в тот день на сцене, была пятнадцатилетняя Света. Тогда она еще не знала, что однажды и сама станет частью этой общины.
Образы из детства
Света родилась и выросла в поселке Алмазном в большой семье, у нее трое братьев. В ту пору, когда еще не было смартфонов и умных часов, родители могли лишь гадать, где гуляют их дети. А те ходили на котлован. Или уходили утром на гороховое поле и возвращались оттуда лишь под вечер с пакетами гороха. Света успевала не только гулять с друзьями, но и играть на фортепиано, танцевать, играть в КВН. Интерес к творчеству появился у девочки еще в детском саду.
«У нас в садике была музыкальный работник Ирина Матвиенко, – вспоминает Светлана. – Благодаря Ирине Николаевне у нас всегда были яркие утренники. Помню, как на Новый год мы ходили по разным группам. В каждой была своя локация – здесь звездочеты, здесь Восток. Мы успевали за один утренник три-четыре раза переодеться. Еще помню, как в Рождество мы в садике пели колядки. Все эти воспоминания времен выпускной группы прям засели у меня в памяти. В школе мы продолжили участвовать в разных выступлениях. А когда стали еще старше, уже сами писали сценарии и проводили все».
У Светиной бабушки по отцовской линии дома было много музыкальных инструментов: баян, балалайка, гармошки большая и маленькая. Светин папа Сергей Петрович без музыкального образования умел играть на каждом из этих инструментов. А по молодости он играл еще и на бас-гитаре.
«Мы в бабушкином доме две свадьбы отгуляли, – вспоминает Светлана. – Сначала старший брат женился. Средний брат на его свадьбе познакомился со свидетельницей, и они тут же заявление в загс подали. Следом и вторую свадьбу сыграли. И это были настоящие такие свадьбы. Когда тестя и тещу в тачках катают. Когда песни бесконечные под гармошку да балалайку. Даже костюм медведя откуда-то взялся. И у меня сохранились из детства вот эти образы родные. Хочется это и своим детям показать, передать».
Хорошие моменты
На сцене Дворца культуры «Алмаз» (г. Мирный) стоит команда КВН «Северное сияние». Это их финальная игра. Слово берет бывший капитан команды. В глазах ребят слезы. И в этот момент в руках у одного из ребят – Владимира Фоминых – появляется обручальное кольцо. Он смотрит на Свету.
В юности Владимир и Светлана жили на соседних улицах, вместе играли в КВН. Вова старше Светы и дружил с ее старшим братом. Он помнит свою жену еще маленькой девчонкой, бегущей гулять в своей забавной шапочке с красным помпоном.
Официально семья Фоминых зародилась в 2010 году. Вскоре на свет появилась Маргарита. А еще через несколько лет семью пополнила Виктория.
В школьные годы Света мечтала, что однажды отправится покорять Москву. Хотела стать психологом. Но жизненные обстоятельства сложились так, что Светлане пришлось остаться дома и искать вуз поблизости. Девушка поступила на очно-заочное отделение Мирнинского филиала НГАСУ по специальности «Экономика и управление на предприятии».
Света проучилась в институте два года, прошла практику на прииске «Ирелях» и поняла…не то, не лежит душа. В Светиной зачетке были только четверки и пятерки, поэтому ее добровольное отчисление стало неожиданностью и для однокурсников, и для преподавателей.
«Папа тогда очень расстроился, – делится Светлана. – Говорит мне: у твоих одноклассников-троечников по два высших образования, а у тебя ни одного. Я объяснила ему, что мне это не нужно. Зачем мне было доучиваться? Чтобы получить диплом, поставить его в рамочку и говорить всем, что у меня есть высшее образование? Это не сделает меня счастливее. Сейчас у меня две работы, и обе я люблю».
Светлана Фоминых работает аппаратчиком химводоочистки. Когда старшая дочка была еще совсем маленькой, Света регулярно ездила из поселка в город на курсы по этой профессии. Справиться получилось, потому что помогал муж. Хорошо, когда семья – одна команда.
«Водоочистная стоит на берегу реки, – рассказывает Светлана. – Идешь на работу по лесу, а там птички поют. Туда хочется идти. Недавно вот всем коллективом любовались, как лед по реке идет. Это такие хорошие моменты. У нас там кормушка для белочек есть. Они приходят летом. И бурундучки бегают, зайчики. Хорошо так, уютно».
Вторая профессия Светланы – парикмахер. Этим она занимается для души, поэтому услуги свои сильно не рекламирует. У Светы есть небольшая база любимых клиентов, с которыми она и работает.
«Работать стараюсь без перегрузки, – говорит моя собеседница. – Важно, чтобы на семью времени хватало».
Пока дочки были маленькими, Светлана в общественной жизни почти не участвовала. Но со временем вернулась к концертам и прочим твор-
ческим активностям. Однажды она приняла участие в одном из мероприятий славянской общины. И как-то само собой вышло, что постепенно Света и ее семья стали частью «Лады».
Счастливые по самое не хочу
«Мне очень нравится мысль, что жить и наслаждаться жизнью нужно там, где ты сейчас находишься, – делится Светлана. – Нужно уметь подстраиваться под какие-то моменты. Меня вот все спрашивают, почему мы не уезжаем из Алмазного. В девятом классе я мечтала покорить Москву. А сейчас, когда мы приезжаем в Новосибирск, то первые пару дней радуемся движению, а потом смотрим с мужем друг на друга и думаем: как домой хочется. Потому что устаем от суеты. Все куда-то бегут, спешат. А в Алмазном тихо, спокойно, уютно. Летом в лодку сели, подальше на природу уплыли, спиннинги покидали, в тишине побыли и хорошо. Домой возвращаешься, а у тебя там 324 сообщения из 48 чатов. Но ты отдохнул, сил набрался. Да и просто в любой момент можешь из дома выйти и пешком до реки дойти».
В поселке дети гуляют на улице сами уже с трех лет. Проходят инструктаж о необходимости носить панамку и не покидать детскую площадку и отправляются познавать мир. Родители, конечно, время от времени прислушиваются и посматривают, на площадке ли дети.
Однажды Светлана ребятишек на площадке не обнаружила. Спросила у одних соседей, у других – нигде нет. И тут Света услышала их смех.
«Спрашиваю Вику: ты почему с площадки ушла, а мне ничего не сказала? Она отвечает: мы просто пошли голубей смотреть. У нас дядя Вася голубей держит. И вот они пошли их смотреть, кормить. Счастливые по самое не хочу. Мое детство в поселке так же проходило», – говорит Светлана.
Детям в Алмазном сейчас уделяется особое внимание. В детском саду «Колокольчик», который посещала дочка Светланы, воспитатель Мария Скрипкина поставила детям танец с платочками. Девочкам специально для этого номера пошили юбочки, блузочки и кокошники с гжельскими узорами.
«Мы прям любовались тем, как они плясали, – говорит Светлана. – Девочки такие пестренькие, красивенькие в своих нарядах были».
В художественной школе педагог Мария Силкина с детьми расписывает матрешек. А однажды она провела для детей мастер-класс по мезенской росписи.
«Гжельскую и хохломскую росписи я знала, а вот мезенскую нет, – рассказывает Светлана. – Дети расписали дощечки этими узорами с красными конями. Очень красиво получилось».
Не остается в стороне и «Лада». Например, председатель общины Татьяна Пинигина проводит в поселковой школе лекции. А однажды община устроила для учеников среднего звена кулинарное шоу по приготовлению винегрета.
«Интересного формата мероприятие. Было так любопытно смотреть, как дети готовят винегрет. Им еще вопросы разные задавали, с подковырками. Я сама не на все вопросы знала ответы, а дети умудрялись отвечать. Не представляете, насколько мне тогда захотелось винегрета поесть. Не скажу, что я так сильно его люблю, но тут такие запахи были», – улыбается Светлана.
А в позапрошлом году «Лада» показала поселковым детям маленький ткацкий станок.
«У меня дома хранится семейная реликвия – домотканый рушник, который ткала моя прабабушка, а вышивала бабушка, – рассказывает Света. – Прабабушка дожила до
98 лет, я ее очень хорошо помню. Она даже свою праправнучку –дочку моего старшего брата –успела увидеть. И вот у моей прабабушки дома стояло настоящее веретено. Мы – дети – по большей части игрались с ним, конечно. Но прабабушка все же старалась нам рассказывать и показывать, как это все делается. Пальцы на наших детских ручонках с непривычки в кровь разбивались».
В поисках истины
За два года до ухода из жизни писатель и сатирик Михаил Задорнов выпустил фильм «Вещий Олег. Обретенная быль». Первая серия этого документального фильма называется «Славянский мир» и посвящена истории и культуре славян.
Презентуя тогда этот фильм зрителям, Михаил Николаевич сказал: «Если корни у дерева обрублены, листва вянет. Мы никак не можем оживить нашу жизнь в России, потому что мы – древо с обрубленными корнями. Прежде всего, историческими».
Мы живем в многонациональном городе, где смешались разные культуры. Особое влияние на мирнинцев имеет, конечно же, местная – якутская – культура. Например, подношения Байанаю делают все охотники вне зависимости от их национальности и религиозных взглядов.
И все же, если выделять в Мирном одну культуру за другой, то, к сожалению, можно увидеть, что хуже прочих со своей культурой знакомы славяне. А из всех славян – русские.
«У нас в одной книге написано так, в другой – так, – говорит Светлана. – Даже в научных книгах может не все быть достоверно. Поэтому информацию нужно фильтровать, перепроверять».
Михаил Задорнов считает, что найти истину можно лишь одним способом – обратившись к народной памяти. К сказаниям, легендам. Светлана придерживается похожего мнения:
«В деревнях еще остались бабушки, которые знают наши песни, колыбельные. У нас какие песни принято считать русскими народными? «Калинку-малинку», например. Но на самом деле, это ведь не народная песня. У наших народных песен такие специфические напевы. Мне как-то попадались видео одного хора, который исполняет народные песни в осовремененном виде. Когда их слушаешь, то кажется, будто в сказку попала».
Язычество и православие в нашей культуре, с одной стороны, в конфликте, с другой – местами переплелись так, что не расплетешь. Если говорить о язычестве, то ни один из народных праздников после принятия христианства не сохранился у восточных славян с такими откровенно языческими чертами, как день Ивана Купалы.
«Раньше у нас в поселке всегда отмечали день Ивана Купалы, – говорит Светлана. – Да и сейчас, если приедете к нам в этот день, ребятишки могут вас облить. В Мирном я такого никогда не видела. Да и в Алмазном вас сейчас только чуть-чуть из бутылочки польют. А раньше… Встретить в день Ивана Купалы кого-то без бутылки или ведра с водой было просто невозможно. Вышел на улицу 7 июля – будешь мокрым. Мужики ставили в прицепы мотоциклов бочки, подключали насосы и ездили так по поселку, людей поливали. У нас тогда были колонки с чистой водой, так их два-три раза за день заправляли, потому что все из этих колонок воду набирали, чтобы людей полить».
Светлану крестили в маленьком возрасте. Осознанно к православной религии она пришла уже во взрослом возрасте. Теперь это неотъемлемая часть ее жизни. Светлана поет на клиросе и украшает цветами аналойные иконы.
«Отец Владимир посоветовал мне очень хороший документальный фильм «Русская культура. История подмены», – рассказывает Светлана. – В нем рассказывается, как из нашей культуры постепенно убирался образ православного человека. В этом фильме показывают плакат с надписью: «Да здравствует созданный волей народов единый могучий Советский Союз!» И на этом плакате представители разных республик в национальных костюмах, а русский человек – в строгом рабочем».
Когда «Лада» была еще клубом, в ней состояло много людей. Нынче – мало. Поэтому в общине очень ждут новых людей. Светлана надеется, что Алмазный так и останется домом «Лады». И что в поселке будет проходить больше мероприятий. Особенно Светлане хотелось бы, чтобы там проводился День Петра и Февронии (также известен как День семьи, любви и верности).
«Когда мы выбирали блюда для мероприятия нашей общины, я почитала информацию о русской кухне, – рассказывает Света. – Мне хотелось найти какой-нибудь наш – русский – десерт. И я выяснила, что медовик – это русский десерт».
– Светлана, а какие еще блюда относятся к русской кухне?
– Курники, пироги многослойные – сладкие и несладкие, хлеб на ржаной закваске, каши, репа и другие корнеплоды. Блины раньше были темные – ржаные или гречневые. А пельмени готовились с постными начинками – грибами, редькой. Или с рыбой».
Семья Фоминых любит лепить пельмени вместе. Занимаются этим в выходной, чтоб налепить и наморозить побольше, про запас. Да, в славянской культуре много пробелов, неясностей, искажений. Но кое-что сказать точно все же можно: семья была главной ценностью во все века. Поэтому в бесконечном поиске ответов и истины очень важно делать паузы, чтобы просто полепить пельмешки и расцеловать родные счастливые личики, перепачканные мукой.
Фото из личного архива семьи Фоминых
Дарья Лапшина