Свадебные традиции народа саха

Мы продолжаем рубрику «История одного экспоната». Проект задуман как серия показов фондовых предметов музея.

В экспозиции, посвященной якутской культуре, представлено множество экспонатов: предметы быта, костюмы, и среди них копия картины известной якутской художницы Александры БОЧКАРЕВОЙ-ИННОКЕНТЬЕВОЙ «Якутская свадьба», которую автор лично подарила музею.

Александра Бочкарева-Иннокентьева -- Сууралдьыма -- художник-живописец, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия). Картину, посвященную якутской свадьбе, она начала писать еще в конце 1990-х годов и, с ее слов, работа над картиной еще продолжается, но, несмотря на это, фотографии с фрагментами картины разлетелись по всему миру, и любители искусства и культуры проявили интерес к ней. На картине изображен один из эпизодов якутской свадьбы -- приезд невесты к дому жениха. В каждой детали картины, каждом предмете (утварь, одежда), в прическах и действиях людей отражаются быт и обычаи народа саха. В связи с этим мы немного затронем тему свадебных обрядов наших далеких предков.

Свадьба (женитьба, замужество, бракосочетание) -- один из древнейших ритуалов, изобретенных человеком. Этот обычай в той или иной мере дожил до наших дней, неизбежно претерпев массу изменений. Издревле якуты очень ждали, когда их дети подрастут, чтобы справить свадьбу -- уруу. Родители успокаивались только тогда, когда их ребенок выходил замуж или женился. Справлять свадьбу детей якуты считали долгом перед детьми.

Традиционная якутская свадьба состояла из четырех этапов: кэргэн кэпсэтии -- сватовство (сговор); туhэ барар -- первый свадебный праздник, который совершался после уплаты части калыма в доме невесты, и кутуоттуур (зятевать) -- посещение женихом невесты ее дома; уруу -- второй свадебный праздник, включавший «кыыс суктэр», то есть переезд невесты в дом жениха и праздничный пир в доме родителей жениха (праздник совершался после полной уплаты калыма); теркуттуу -- временное возвращение молодой в дом родителей.

Сватовство. Сватовство чаще всего происходило в зимние месяцы, потому что в это время у людей было сравнительно больше свободного времени. В летнее время не принято было посылать сватов (все были заняты на сенокосных работах). Сватом обычно был отец жениха или всеми уважаемый родственник. Сватов иногда было несколько, в этом случае главный сват был самым рассудительным и красноречивым. Сваты, прибыв в дом невесты, не сразу заговаривали о цели визита. Только после чаепития начинались иносказательные разговоры. Затем отцу невесты вручали подарок (деньгами или домашним скотом). Такой подарок служил поручительством согласия отца невесты на брак. При согласии обеих сторон на брак начиналось кэпсэтии: договаривались о размерах калыма и приданого, о сроках их уплаты и проведения свадебного торжества. Величина калыма устанавливалась по обоюдному согласию.

Подготовка к свадьбе. Получив согласие на брак, обе стороны начинали готовиться к свадьбе. Промежуток между сговором и первым свадебным пиром в доме невесты зависел от срока уплаты калыма, возраста вступающих в брак и колебался от нескольких месяцев до нескольких лет. После внесения части калыма в назначенный день жених с родственниками отправлялись в дом невесты. Жениха сопровождали сваты, мужчины, женщины и приглашенные гости.

Свадебный пир. Во время первого свадебного пира соблюдали сложный ритуал подношения подарков с обеих сторон. Родители невесты раздавали своим родственникам (в дальнейшем они должны были оказывать помощь при сборе приданого невесты) часть скота, полученного в виде калыма. Такие подарки давались только приглашенным гостям. Сватам жениха подносили личный подарок, размер которого определялся общественным положением того, кому он предназначался. Первый свадебный пир обычно длился три-четыре дня, последний вечер назывался биhирэм хонук -- званый вечер.

Переезд невесты. После полной уплаты калыма наступала церемония перевоза невесты в дом жениха -- кыыс суктэр. Как правило жених за невестой приезжал один. В то утро в доме невесты устраивали небольшое празднество барар малааhын. На нем присутствовали близкие родственники и некоторые гости. И на данном этапе также проходил очень интересный и красочный обряд одевания и украшения невесты. Перед камельком стелили шкуру белой лошади с черной оторочкой, на нее вставала невеста, и ее наряжали.

В каждой семье, где появлялась новорожденная девочка, родители начинали готовить ей приданое. Каждая девушка должна была иметь не менее трех комплектов одежды, сшитых ею самостоятельно. Также в приданое входило: одежда, предназначенная для жениха, украшения из серебра, шубы, шкуры ценных пушных зверей. Узоры и украшения одежды служили для защиты от дурных влияний злых духов-абаасы. В одежде обязательно присутствовали различные бубенчики, колокольчики, натазные украшения, которые должны были отпугнуть злых духов. Якуты верили, что звон меди, металла отгоняет нечисть. Особо украшалась серебряными подвесками и бисером нательная одежда: ритуальные штаны, ноговицы, натазники, обрядовый пояс с колокольчиками, набедренная повязка.

Верхняя одежда и украшения состояли из платья-халадаай, безрукавки, богато украшенной бисером и металлическими бляшками. Поверх безрукавки на невесту надевали легкое пальто. Только после этого надевали шубу -- бууктаах сон. Поверх шубы надевалось обязательное украшение илин-кэлин кэбиhэр -- нагрудно-наспинное украшение из серебра и пояс из кожи с посеребренными пластинами. К обязательным украшениям относятся и серьги с подвесками, биhилэх -- кольцо, бе5ех -- браслет, кылдьыы -- гривна. Кроме того, одежда для дальней поездки состояла из шапки-дьабака, защитника лба -- намыасха, наушников – кулгаах эмсэ5э, нагрудника -- уолук симэ5э туеhунньук, защитника лица от холода -- аннах, больших меховых рукавиц.

Затем молодые отправлялись в дальний путь на лошадях к дому жениха. Дом жениха должен был быть новым и построен позади балагана (зимнее жилище) его родителей. По прибытии их ждали родители, почетные гости. При этом так же строго соблюдались различные правила, например, невеста верхом на лошади, а за ней все гости должны несколько раз (обычно три раза) объехать или обойти вокруг Священного столба для того, чтобы сбить со следа темные силы.

После завершения свадебного обряда начиналось пышное празднество, которое длилось три дня. Все это время гостям подносилось богатое угощение, а юноши состязались в стрельбе из лука, борьбе, прыжках и беге. На третий день хозяин посылал отцу, матери и старшим родственникам невестки подарки (обычно лошади и рогатый скот); а они -- подарки через год или более, когда молодые по обыкновению приезжают к ним с визитом. Таким образом устанавливалась неразрывная связь между обеими семьями.

Возвращение домой. Обряд «Теркуттуу» заключался в поездке молодой через некоторое время к родителям и родственникам. Молодая могла отправиться в путь через один или три года после переезда в дом жениха, чаще всего после рождения первого ребенка. С собой она брала подарки, и каждый родственник, у которого она останавливалась (особенно те, кто получил подарок на свадьбе), должен был сделать ей ответный подарок в большем размере. К родственникам молодая заезжала с «теркуттуу» только в том случае, если они, получая на свадьбе подарок, были предупреждены, что эти подарки «иэстэбиллээх» -- с отдачей.

Символическим завершением свадебного обряда становилось соединение новобрачных, пожелание молодым плодородия, счастья, прочного союза и семейного благополучия. Таким образом в старину свадебный обряд занимал особое важное место в духовной культуре народа саха.

Приглашаем всех жителей и гостей города посетить музей, чтобы поближе познакомиться с самобытной культурой народа саха.

Сардана СОФРОНОВА
(Краеведческий музей)

культура Якутия традиции Мирный